Обзор ToeJam & Earl: Back in the Groove — Скрупулёзный ремейк архаичной классики
В детстве я очень любил сериал «АЛЬФ», к его показу по телевидению готовил бутерброды, жарил чипсы и подсолнечные семечки, чтобы развалиться на диване и под что-то вкусненькое посмотреть на приключения маленького волосатого пришельца, со своеобразным чувством юмора и смешной мимикой. В этом сериале пришелец по имени Гордон Шамвей, получивший прозвище «АЛЬФ», совершил экстренную посадку на Земле, прямо в гараж обычной американской семьи. В которой и прижился, пока, совместно с хозяином дома Вилли, пытался починить свой пепелац.
Вышедшая в 1991 году игра ToeJam & Earl использовала подобную по смыслу завязку — экстренная посадка космического корабля на Земле, части которого от удара разлетелись по разным регионам планеты. Поэтому быть такого не могло, чтобы злоключения двух занятных инопланетян — трёхногого Тоджема и пузатого Эрла — не заинтересовали игрока, обожавшего Альфа. Но на завязке сходства заканчиваются, и начинаются яркие уровни, хороший юмор и хардкор.
Оригинальная игра для SEGA Mega Drive была чертовски сложной и по-хорошему тупой: в ней был добрый и наивный юмор, земляне в глазах пришельцев представлялись безумными лунатиками, кровожадными газонокосильщиками, дьяволятами во плоти, призраками и сумасшедшими женщинами с колясками. Редкие представители человечества не пытались грохнуть главных героев, сфотографировать их, обокрасть и совершить иные непотребства. Играть приходилось осторожно, разумно применяя найденные предметы и стараясь отыскать все десять частей разбитого корабля. Выполнить сию часто непосильную задачу можно было с другом, разделив экран по диагонали и помогая друг другу.
Все эти особенности вобрала в себя мартовская новинка ToeJam & Earl: Back in the Groove, являющаяся полноценным ремейком оригинального релиза для современных игровых платформ. Игра буквально скопировала все оригинальные идеи, воспроизведя их с завидной точностью: движения, шутки-прибаутки, изометрическую перспективу, «летающие острова» с разными биомами, иллюстрирующими земную поверхность и климат. Путешествуя по этим островам, мы пинаем деревья, трясём кусты и целые дома, пытаясь отыскать полезные предметы — подарки. Содержимое данных свёртков обычно неизвестно, но под одной и той же обёрткой, в рамках одной игровой сессии, всегда находится одинаковый предмет.
Подарки в игре содержат как полезные предметы, так и опасные для игрока, причём иногда опасными становятся и полезные. Например, ролики с реактивными движками очень круты, в них можно вышибать противников за пределы уровня при столкновении. Но ещё легче вылететь самому и отправиться на этаж ниже. А если приземляешься на краю и не успеваешь развернуться, то упадёшь ещё дальше. К счастью, здоровье от этого не теряется. Однажды я так с 14-го на 6-й уровень прилетел, всего лишь неудачно открыв подарок с реактивными роликами. В свёртках могут быть томаты, которыми можно бросаться в противников, или рогатка для более удобного их, помидоров, запуска в направлении супостата.
Вообще предметов в ToeJam & Earl: Back in the Groove очень много, причём частенько их использование сопровождается каким-то проявлением юмора. Например, если распечатать свёрток со школьным учебником, герой заснёт от скуки и его нужно будет разбудить:
Подарки обычно валяются на земле или находятся внутри объектов, которые нужно потрясти: кусты, деревья, здания и так далее. Но следует учитывать, что помимо подарков на голову героя из кустов могут вылететь противники, рыбьи кости, плесневелый (плохой плесенью) сыр, ядовитые грибы, шар для боулинга и разнообразные вкусняшки. Как несложно догадаться, всё перечисленное в предыдущем предложении, кроме вкусняшек, наносит вред персонажу. У героя есть шкала здоровья, и когда она истощается, мы будем возвращаться на уровень вплоть до финальной «жизни», а после её потери наступает тлен: загружаем созданное ранее сохранение или начинаем приключение заново.
Back in the Groove довольно сложная даже в первом из основных режимов — «Fixed World». Обучающий режим не считаю, он довольно прост и рекомендован к прохождению, чтобы вникнуть в особенности игры, либо освежить память о них. Противников много, если святой Рандом будет не на вашей стороне, то неудачно открытыми подарками можно довести героя до смерти, земляне зачастую быстрее инопланетян. Хоть разработчики и внедрили RPG-систему, которой не было в оригинале, но накопить опыт на достижение высокого уровня непросто, нужно использовать много подарков, с которыми далеко не всегда везёт. Каждый подарок, кроме вспомогательных (опознать, отремонтировать и так далее) награждает героя 300 единицами опыта, а прокачка осуществляется при разговоре с Мудрецом — дедушка в костюме моркови.
Другие сложности, высокая и хардкрная, запускают процедурно генерируемый мир, и уже с начальных его этапов начинают выпускать в бой довольно серьёзных землян. Из разбавляющих рутину изометрического данжен-кроулинга активностей в Back in the Groove есть две мини-игры: танцы, оформленные в виде простенькой и довольно унылой ритм-игры, поданной под соусом любви обитателей планеты Фанкотрон к танцевальным соревнованиям друг с другом, и бег с препятствиями в странном двухмерном измерении. Всё остальное время игрока ждут изометрические острова, парящие в открытом космосе, прогулка по которым утомит современного игрока уже в первый час. И тут на спасение может прийти кооператив, но лучше играть вдвоём на одной консоли или с другом онлайн, нежели искать соратников в сети среди случайных пользователей. В этой игре взаимовыручка и слаженные действия — верный путь к десяти разбросанным по миру деталям космолёта.
«Никто не ждёт испанскую инквизицию!»
Визуально ToeJam & Earl: Back in the Groove выполнена в духе оригинальной игры, но с заметно похорошевшей картинкой — все уровни были созданы заново, равно как и персонажи с объектами. Даже Тоджем и Эрл обзавелись новыми версиями. Вначале игроку доступны четыре уникальных персонажа, и ещё троих можно открыть после прохождения как минимум обычного «Фиксированного мира». В конце игроку даётся выбор, кого из тройки открыть первым… и здесь стоит упомянуть один неприятный момент: если вы проходите игру со случайным игроком из сети, выбравшим в качестве основного персонажа кого-то из не открытый у вас, то после прохождения этого персонажа разблокировать не удастся. Игра будет думать: «Эй, он же прошёл с этим персонажем, значит тот уже открыт». Пока что это не поправили.
Если вы охотитесь на трофеи и жаждете простую платину, Back in the Groove не подойдёт под данный параметр, даже при условии, что у вас есть напарник для гринда трофеев. Львиная их доля завязана взаимодействии, а ещё часть — на случайностях. Например, нужно поймать трёх Санта-Клаусов в одном прохождении, успешно открыть десять сломанных подарков, безуспешно открыть десять сломанных подарков, поймать пятерых эльфов и так далее. Есть в игре сложные и гриндовые трофеи, требующие посетить все острова с персонажами-спонсорами, созданными на основе бейкеров Kickstarter’а, и пройти игру на высокой сложности.
Приближаясь к вердикту хочется сказать, что ремейк получился очень крутым для поклонников оригинальной игры, однако новичкам он вряд ли придётся по вкусу, преимущественно из-за нелепого управления и игрового дизайна прямиком из начала девяностых. Кто-то скажет: «А зачем изобретать колесо или чинить то, что уже работает?», и будет отчасти прав. Но не стоит забывать, что весь жанр данжен-кроулеров прошёл уже несколько кругов эволюции, а скрупулёзное воспроизведение классики зачастую не исправляет неприятных ошибок, допущенных оригинальными разработчиками.
70 ToeJam & Earl: Back in the Groove — отличный ремейк игры, вышедшей ровно 28 лет тому назад. Он сохранил все основные идеи оригинального проекта, передал добрый юмор и необычную атмосферу, а также дополнил приключения двух попавших в беду инопланетян: появились новые мини-игры и персонажи, полноценный кооперативный режим по сети, с возможностью подключения более двух человек. Но вот момент: местный игровой дизайн безнадёжно устарел, и вряд ли новички, не заставшие и не полюбившие ToeJam & Earl на SEGA Mega Drive, проникнутся этой игрой в 2019 году.
Кратко: перед нами почти идеальный ремейк, но далёкая от идеала игра.
[Игровое эхо] 20 апреля 1994 года — выход Syndicate для SEGA Mega Drive
Новый трейлер кооперативного зомби-шутера World War Z «Зомби идут»
Обновление европейского PlayStation Store от 30 апреля 2019 года
Представлен новый геймплей SEKIRO: Shadows Die Twice
Хоррор Layers of Fear 2 пригласит игроков на борт океанского лайнера 28 мая