Обзор Ape Out
Не люблю начинать рецензии со слова «представьте», но в этот раз, друзья, иначе никак! Представьте, что вы огромное, дикое и очень мощное животное, которое после долгого пребывания в клетке выбралось из заточения. Что вы будете делать, покинув тюрьму из прутьев? Конечно же, начнёте прорываться на свободу! Игра Ape Out, созданная силами всего лишь трёх человек и изданная компанией Devolver Digital, посвящена кровавому побегу разъярённой обезьяны. Собственно, это весь сюжет. Скромно? Зато игровой процесс и общий концепт – атомная бомба.
Наш примат – не герой, обвешанный оружием, не волшебная сущность и даже не знаток боевых искусств, у него другое оружие – лапы и звериная сила. Его побег стремятся пресечь солдаты, охрана, полиция и другие вооруженные ребята. Увидев дикое животное, они без разговоров открывают огонь, стремясь остановить обезьяну и спасти свою жизнь. В арсенале существа всего лишь три опции: бег, удар и захват. Сражаться не обязательно, но противников так много, что иного выхода просто нет.
От ударов враги разлетаются в стороны и превращаются в кровавую кашу, сталкиваясь с товарищами и стенами. Разъярённый герой способен не только остервенело лупить всех подряд, он умело подхватывает врагов и их конечности, швыряясь ими. Однако насилие над представителями рода человеческого – не самоцель. Это в Hotline Miami, с которой уместно сравнивать Ape Out, нельзя без убийств, а здесь можно. Примат, благодаря своей силе, способен выдержать несколько выстрелов, но после пары ранений ему автоматически выписывается билет в обезьяний рай. Избегать поножовщины выгоднее, чем кидаться на всех подряд.
Каждый забег в игре уникален! Карты в Ape Out генерируются случайным образом. Некоторые важные элементы на уровнях остаются всегда, но в целом процедурная генерация проявляет себя весьма показательно. Запоминать дорогу к выходу бесполезно. После смерти коридоры перемешаются, а противники появятся в других местах. Благодаря тасованию комнат попытки побега не превращаются в рутину. Реиграбельность на достойном уровне.
Ещё один важный момент: в Hotline Miami мы всегда видели, что происходит в соседних комнатах, а в Ape Out зона видимости ограничена. За углом неизвестность, кто в соседнем помещении – загадка. Выскочить на толпу врагов – плёвое дело. Как реагировать в такой ситуации? Прорываться? Или же дать задний ход и попробовать другой путь? На решение влияет множество факторов. Один из них – тип противников. Недруги вооружены по-разному и после попадания в крепкие объятья обезьяны они инстинктивно жмут на курок. Если подхватить автоматчика, он истерично начнёт палить в разные стороны, стремительно сокращая ряды товарищей. Ну, а коли в лапах животного окажется солдат с бомбой за спиной – это импровизированная граната. Огнемётчики, снайперы, бронированные культуристы с дробовиками – помочь в бою может любой, жаль только, что стреляющий живой щит имеет ограниченное число зарядов и быстро превращается в решето. Расходный материал…
В отличие от Hotline Miami, игру про обезьяну нельзя вызубрить и пройти. Всё меняется, нет постоянных единиц, таких как маршруты и количество врагов. Ape Out – это чистейшая импровизация, словно джаз. Неудивительно, что именно это музыкальное направление попало в игру и даже больше! Музыка стала элементом геймплея. Действия обезьяны сопровождаются ритмичными барабанными партами, но это не просто фоновая музыка. Она задаёт ритм и реагирует на действия игрока. Начав в тишине, примат после первого убийства запускает свою агрессивную мелодию: труп – удар по тарелкам, разгон, череда насильственных смертей – методичная долбёжка по барабанам.
Игрок становится перкуссионистом, играющим бибоп. Это уникальное джазовое направление, основанное на сложных импровизациях. Один из основоположников данного направления — Макс Роуч вытворял просто феерические вещи с помощью барабанной установки. Ape Out дает возможность прочувствовать эту музыку, придающую игре дополнительной динамики. Эти мотивы — неистовые, резкие, почти животные, словно взывают к инстинкту самосохранения, подстёгивают его и становятся катализатором для активации шестого чувства, мгновенно подсказывающего как нужно действовать в той или иной ситуации. Беги, бей, сверни, остановись – бешеная какофония и тяжело бегущая обезьяна выдают эти команды мозгу.
Концепция уровней выстроена на основе пластинок. В игре их четыре. У каждой стороны А и Б – две половинки одного маленького сценария: вот обезьяна убегает с военной базы, на которую упала бомба, а на другом виниле саундтрек к эпизодам с прорывом по этажам небоскрёба. Пластинки геймплейно отличаются друг от друга. Сначала разработчики заставляют нас привыкать к управлению и достаточно прямолинейной структуре уровней, через которые не сложно прорываться, далее резко вырубают свет, частично ослепляя врагов, а потом подкидывают упомянутый небоскрёб, меняющий представление о процессе побега. Это лишь часть примеров. Тут по-другому срабатывают чекпоинты, появляются новые враги и действовать приходится совсем иначе. И так с каждой пластинкой.
Сложность у игры возрастает постепенно, отдельно для фанатов хардкора доступны более жёсткие варианты уже пройденных винилов с большим количеством врагов. Особняком стоит аркадный режим, где проходить уровни приходится не только на счёт, но ещё и с таймером. Одна смерть и всю пластинку нужно проходить заново. Финальный результат отправляется в таблицу рекордов. Если учесть процедурную генерацию, заниматься забегами можно бесконечно и даже лаконичная графика не будет помехой.
Визуальное оформление Ape Out достойно отдельного абзаца. Своими артами игра напоминает ретро постеры фильмов. Этот лаконичный стиль бережно перенесён в игру и чувствует он себя комфортно. Разработчики изобразили всё схематично, да так, что старенькая Another World будто бы находится на одну графическую ступеньку эволюции выше. При этом всё в игре постоянно находится в состоянии лёгкого биения, которое не способны передать скриншоты. Словно слегка трясётся старая плёнка. Очень необычный эффект и аналогов подобного подхода к графике в играх я не могу вспомнить.
Сочетание всех упомянутых аспектов игры делает её крайне самобытной и нестандартной. Уникальная вещь, у которой есть один очевидный недостаток – недоработанная процедурная генерация. Игра адекватно работает с локациями, но врагов расставляет не всегда грамотно. Иногда противники вполне органично размещены на карте, однако бывают и случаи, когда обезьяна в пустом помещении оказывается один на один с вооруженной толпой. В такой ситуации даже живой щит не спасёт. У игрока всегда есть 1-2 секунды до того, как враг выстрелит, поэтому сообразить, как справится с парой-тройкой противников можно успеть, но в окружении шансов нет. Особо тяжёлый случай – небоскрёб. Выбегать в лобовую на снайпера и не добегать до него – проклятье одной из локаций. А больше игру ругать не за что, да и не хочется совсем. Чутьё не подвело Devolver Digital в очередной раз. Отличная игра!
85 Ape Out построена на череде экспериментов с игровым процессом, музыкой и графическим дизайном. Каждый из них по-своему успешен и украшает игру. Если бы процедурная генерация иногда не издевалась над игроками, изданный Devolver Digital проект можно было бы вставить в пример большинству инди-студий. Это смелый, дерзкий и нестандартный опыт.
Обзор написан по цифровой версии игры для PС, предоставленной редакции издателем.