На нас напали! Обзор 8-Bit Hordes
История видеоигр насчитывает не одно десятилетие и уже давно подразделяется на конкретные периоды. Возможно, придёт время, и в порядке вещей будут учебники и огромные музеи (небольшие уже существуют), посвящённые этой части нашей культуры. Но давайте будем откровенны, «золотой век» классических стратегий в реальном времени пришёлся на 90-е и, перейдя в 3D, успел захватить начало 2000-х. Вряд ли ошибусь, сказав, что среди наших читателей многие знают о таких сериях, как Dune и Command & Conquer, Warcraft и StarCraft, Age of Empires и так далее. Да вот только стоит ли пытаться повторить опыт тех проектов, которые когда-то оставили у нас самые яркие воспоминания от знакомства с жанром? Студия Petroglyph Games, созданная выходцами из знаменитой Westwood Studious, посчитала, что стоит, выпустив целую серию «8-битных» ретро-стратегий, постепенно перебравшихся с персональных компьютеров на консоли. Одной из них стал фэнтезийный проект 8-Bit Hordes для PlayStation 4 и Xbox One, о котором мы сегодня и поговорим.
Сразу хочу сказать, что я оцениваю только консольную версию 8-Bit Hordes, с присущими конкретно ей особенностями и проблемами, а потому не всё сказанное будет актуально для игры на PC!
Начать стоило бы с сюжета…если бы он был. Я очень хорошо помню, как с нетерпением ждал каждой новой заставки в Warcraft II от Blizzard Entertainment. Я молчу про созданные той же Westwood Studious знаменитые Command & Conquer и Command & Conquer: Red Alert и, особенно, вторые части серий. Да, те ролики были комичны и по-своему нелепы, но насколько же этот «фильм в игре» обогащал и без того увлекательный и отточенный геймплей и пока ещё пиксельную, но настолько родную сердцу фаната RTS графику.
В двух основных сюжетных кампаниях 8-Bit Hordes мы можем наблюдать за противостоянием «Служителей смерти» и «Светочей». Как видите, последним немного досталось в локализованной версии, а в оригинале названия фракций звучат, как: Deathsworn и Lightbringers (Несущие свет). Первые напоминают орков из Warcraft с примкнувшими к ним скелетами, циклопами и драконами. Даже неулучшенное центральное здание базы напоминает Зал вождей Орды из Warcraft. Вторые, как ни странно, – стандартные фэнтезийные добрячки в лице альянса людей, гномов и эльфов, разбавленных элементалями, местным аналогом энтов (разумных деревьев) и фениксами вместо напрашивавшихся тут грифонов.
За что ведётся война и какие мотивы у сторон, нам не сообщают. Видимо, достаточно того, что Зло всегда по умолчанию противостоит Добру. Каждую миссию, правда, всё-таки предваряет краткий текст, в котором даже фигурируют имена каких-то персонажей и порой пафосные воззвания к игроку. И всё-таки подобных крупиц знаний о игровой вселенной явно недостаточно для того, чтобы начать всерьёз относиться к миру 8-Bit Hordes. Да разработчики из Petroglyph Games, видимо, и не ставили целей вызвать у нас подобную реакцию!
Хорошо, но что же тогда насчёт геймплея? Справедливо будет сказать, что игровой интерфейс был сильно упрощён в угоду адаптации под управление консольными контроллерами. Например, при создании каждого нового воина своей армии, надо сразу и навсегда определить одну из трёх групп юнитов, к которой он будет прикреплён. Нажав после этого одну из лицевых кнопок Dualshock 4 (квадрат, треугольник или квадрат), вы сразу же выбираете всю группу и можете отдавать ей приказы. Минусом такой системы являются постоянно формирующиеся и растягивающиеся по всей карте «караваны» из юнитов. Если новый приказ для группы застанет спешащих соединиться с основной армией новичков на марше, они всегда рискуют отклониться от безопасного маршрута и быть по одному уничтоженными вражескими отрядами или сторожевыми башнями. Как это выглядит, вы можете увидеть на приложенном слева небольшом видео.
Управлять действиями отдельных боевых единиц всё-таки можно, но назвать поведение курсора отзывчивым – значительно преувеличить. Особенно сильно это ощущается в пылу схватки, когда вы хотите выбрать целью своего циклопа или дракона, скажем, группу вражеских магов. Отлично – теперь попробуйте «кликнуть» именно по пиксельной модельке чародея, а не по другому врагу или ландшафту рядом с ним! Дело ещё и в том, что искусственный интеллект (ИИ) ваших солдат не блещет особой инициативностью. Не раз я наблюдал такую ситуацию, когда моих юнитов подчистую разделывали даже количественно уступающие им враги только потому, что я промазал курсором при выборе цели атаки. В результате они вставали как вкопанные и переставали реагировать на удары противника!
Самое интересное, что подобные жертвы и упрощения, скорее всего, весьма оправданы для консольных версий игры. Возможности определить каждого солдата в одну из трёх моментально вызываемых групп всё-таки достаточно для того, чтобы быстро отдавать приказы и оперативно реагировать на возникающие угрозы, используя ограниченное число кнопок консольного контроллера. От этого страдает спектр доступных игроку тактических возможностей, но всегда остаётся метод старого доброго «раша» (от англ. «rush» – натиск, напор) …которым активнее всего пользуется компьютерный ИИ!
Вообще, ещё одним ощутимым недостатком сюжетной кампании 8-Bit Hordes является скачкообразно растущая от миссии к миссии сложность. Если первые несколько уровней вы сможете пройти легко и играючи, то далее почти моментально начинающийся «раш» ИИ заставит вас серьёзно попотеть, чтобы выжить и продвинуться вперёд, причём чем дальше, тем будет ещё хуже.
Сосредоточившись сразу на важных минусах, не будем забывать и положительных сторонах проекта, и они всё-таки найдутся. Например, каждая миссия предлагает основную и бонусные цели. Выполнив побочные задачи (вроде достижения победы за определённое время или уничтожения конкретных объектов на карте), вы сможете разблокировать новые юниты и здания, а также получить дополнительные ресурсы и даже воинов уже на старте последующих уровней, а также переигрывая предыдущие. Такие цели достаточно интересно пытаться выполнить, а обещанные награды способны упростить жизнь при борьбе против вечно прессингующего с первых же секунд ИИ.
Графическая сторона, напоминающая не столько о 8-битной эпохе, а скорее о том, как бы выглядел Minecraft, превратись он в стратегию, – скорее хороша, чем нет. Это достигается посредством использования ярких цветов, аккуратных и чётких воксельных моделек игровых объектов и так далее. Приятно выглядят и некоторые анимации, включая быстро проносящийся перед глазами игрока процесс постройки зданий – в этот миг почему-то особо сильно вспоминаешь о стратегиях прошлого. Наконец, дизайн карт изобилует любопытными деталями и порой даже секретами. Кстати, в каждой миссии можно также обнаружить секретного персонажа – коммандо Боба, прибывшего прямиком из предыдущей игры 8-bit Armies!
В игре неплохое динамическое освещение и эффекты от магии, взрывов и других мощных атак
Источником приятных эмоций способно стать и музыкальное сопровождение, вызывающее в памяти MIDI-саундтреки старых игр, но с более глубоким и современным звучанием. Некоторые мотивы и тут снова будут напоминать о фэнтези и…Warcraft! Даже озвучка юнитов предложит подобие знакомого любителям RTS развлечения – «щёлкни солдата “n” раз и прослушай все забавные реплики». Иногда попадаются, действительно, удачные фразы, вроде: «I am dead, not – deaf» (Я мёртвый, но не глухой).
8-Bit Hordes предлагает сразу несколько режимов многопользовательской игры. Например, сюжетные миссии необязательно проходить в одиночку, а потому в игровом меню пристроился режим «кооперативной кампании». Кроме того, присутствует стандартный режим «схватка», позволяющий сразиться с ИИ без каких-либо ограничений и условностей сюжетного прохождения, а также классический мультиплеер для выяснения отношений с другими игроками.
Кстати, интересно и то, что обладатели 8-bit Armies, 8-Bit Hordes и 8-Bit Invaders имеют возможность сходиться в ожесточённых интернет-баталиях одновременно, и в одном и том же сражении уничтожать друг друга могут орки и фэнтезийные маги, современные морпехи и танки и даже инопланетные захватчики.
Для русскоязычных игроков немаловажным будет наличие русской локализации. Она достаточно неплохая, а количество опечаток и неточностей в пределах допустимого минимума.
65 Пытаясь в наше время синтезировать олдскульную стратегию в реальном времени и тем самым вызвать у игрока ностальгическую слезу, разработчики 8-Bit Hordes на первый взгляд очень старались. Потому и кажется, что вот-вот прозвучит откуда-то легендарное «на нас напали!», но нет – до этого проект Petroglyph Games всё-таки не дотягивает. Игре не хватило души и целостности, да и с трудом верится, что выходцы из Westwood Studious, выпустившие в 2006 году красивую и по-своему оригинальную Star Wars: Empire at War, создают уже 3-ю игру «8-битной серии» подряд – без вменяемого сюжета, каких-либо заставок и интересных персонажей. Однако 8-Bit Hordes невозможно назвать абсолютным провалом – геймплей хоть и демонстрирует обусловленные консольными особенностями упрощения, всё-таки способен увлечь игрока приличным количеством юнитов и аккуратной графикой. И самое главное, это действительно настоящая стратегия в реальном времени, вышедшая на консолях, а такое случается нечасто.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Приключенческая игра про путешествие по Китаю Road to Guangdong приедет на Xbox One и PC в этом году
[Игровое эхо] 9 апреля 2003 года — выход Burnout 2: Point of Impact для GameCube
Реалити-шоу с парящими фрегатами: Bow to Blood: Last Captain Standing вышла на PS4/VR, XB1 и Switch
Обзор Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World
Релизный трейлер и видео геймплея экшена Fimbul про викингов и скандинавскую мифологию