[Игровое эхо] 5 марта 2007 года — выход GTA: Vice City Stories для PlayStation 2
Когда у меня появилась PlayStation Portable, одной из первых игра на ней стала Grand Theft Auto: Vice City Stories, от которой я буквально не мог оторваться, хотя поклонником обычной Vice City назвать себя не могу. Но в Stories понравилось очень много, от реализации проекта на портативной платформе, до его содержания. Хотя один момент вызвал временное подгорание, пока я не додумался зайти в интернет и посмотреть значение термина «white trash». Впервые услышав данное выражение именно в этой игре, я подумал, что это очередное проявление «чёрного не расизма», ведь играем мы за темнокожего персонажа, и ошибся.
Оказалось, «Белая шваль» — это широко используемый всеми расами в США термин, применяемый к деклассированным белым американцам, которые паразитируют на обществе, живут на пособия по безработице, как правило, собираясь в банды трейлерщиков и прочее опасное для окружающих отребье. Также термин применяется к просто бедным белым американцам, но уже в качестве намеренной насмешки или оскорбления. Из той же оперы выражение «красношеий», то есть «redneck», как называют в США преимущественно жителей сельской местности, у которых шея сгорает во время работы в поле.
Главный герой игры — Виктор «Вик» Вэнс, оказавшийся на грани нищеты вместе с двумя братьями: страдающим от астмы Питом и патологическим лентяем Лэнсом. Чтобы заработать деньги и продержать семью «на плаву», Вик устраивается на службу в качестве капрала армии США. События развиваются в 1984 году, когда наш герой служит в форте Бакстер в Вайс-сити. Его командующий офицер, сержант Джерри Мартинез — коррумпированная сволочь, основной доход имеющая с торговли наркотиками. Именно он подтягивает Вика в криминальный бизнес, и продолжает с ним работать, несмотря на феерический провал первого задания — яхта покупателя весёлого товара попала в засаду и выжил только Вэнс.
По части базового игрового процесса Vice City Stories мало чем отличалась от своих предшественниц — перед нами всё тот же приключенческий боевик в открытом мире с видом от третьего лица, где мы можем угонять практически любое транспортное средство, работаем по иную сторону закона, имеем дело с различного рода мафией, якудза, триадами и банальной гопотой, просто американского разлива. Торчки, байкеры и разные субкультуры тоже присутствуют в изобилии.
А вот если начать углубляться в особенности портативного релиза, то можно заметить, что игра немного даже эволюционировала. Появилась новая увлекательная активность, во время которой нужно, управляя багги на пляже, разбить колесящие по песку мотоциклы. Или расстрелять их наездников. Ещё две активности на пляже предлагали спасать утопающих и возить лекаря по пляжу, чтобы тот помогал страждущим. Совершенно новой фишкой игры стало «создание империи», отдалённо напоминающее гибрид работы с недвижимостью и войн банд из Grand Theft Auto: San Andreas.
Чтобы зарабатывать деньги в промышленных масштабах, игроки открывают разнообразные заведения на территориях, отбитых у других банд. Это могут быть бордели, точки переброски контрабанды и прочие прелести жизни по иную сторону закона, как уже упоминалось выше. Тип и масштаб предприятия игрока во многом зависел от амбиций того, кто находился по эту, реальную сторону от экрана консоли. Основательно переработали разработчики и стрельбу, добавив разумную автоматическую наводку прицела, которая научилась различать обычных гражданских, не представляющих угрозы, и реально опасных противников.
Самым крутым нововведение в боёвку стали рукопашные приёмы — Вик не просто так служил в армии, и научился совершать захваты, броски и пинки. Особенно по лежачим противникам. Появилась в игре система взяток, которые можно выплатить полицейскому или сотруднику госпиталя, чтобы сохранить своё оружие после смерти или поимки. Визуально проект также очень похорошел со времён Liberty City Stories, обзавёлся новыми анимациями, ускоренными загрузками, более разнообразными NPC и автомобилями. А ещё в игре был сетевой режим, но наслаждаться им можно было лишь двумя способами: по Ad-Hoc и через X-Link Kai, при наличии USB-адаптера, эмулирующего точку доступа (SoftAP).
Очень классной фишкой, которая запомнилась мне до сегодня, была отсылка к задорной песне немецкой певицы Нены — «99 Luftballons». В 1984 году это был настоящий хит, а в мой плейлист она попала при первом просмотре «Клиники» (Scrubs), где была серия с немцами, и Джей Ди в своей привычной манере ярко фантазировал. В том числе с кучей красных воздушных шариков.
Спустя почти год после релиза на PlayStation Portable, 5 марта 2007 года, Grand Theft Auto: Vice City Stories вышла на консоли PlayStation 2, но не оправдала ожиданий. Всё-таки это был практически прямой порт с карманной игровой системы. Да, разработчики немного улучшили графику, повысили дальность прорисовки объектов и производительность игры, а также добавили немного внутриигрового контента: пять новых странных работ, шесть уникальных прыжков, пять активностей с приступом ярости. Именно эта версия затем стала основой для переиздания игры на PlayStation 3 и PlayStation 4.