[Игровое эхо] 30 апреля 1998 года — выход Panzer Dragoon Saga для SEGA Saturn
Серия Panzer Dragoon до сих пор находит отклик среди игроков, ностальгирующих по «утерянным» компанией SEGA франшизам, долгое время не появлявшимся на игровой сцене. И не просто так издатель, в последние годы внезапно проявивший повышенный интерес к западному рынку и своим поклонникам во всём мире, сейчас готовит два ремейка этой серии — Panzer Dragoon и Panzer Dragoon II Zwei. Но есть ещё одна игра, которая переработке не подвергнется и, похоже, осталась за бортом — Panzer Dragoon Saga. Сегодня она отмечает своё 21-летие.
В отличие от своей предшественницы и параллельно разрабатываемой II Zwei, Panzer Dragoon Saga не была рельсовым шутером о полётах на драконах. Это полноценная RPG, которую создавали в качестве «убийцы» Final Fantasy VII — здесь были случайные сражения, пошаговая система боёв, свободное исследование мира. Впрочем, полёты на драконах тоже никуда не делись, ведь мы управляли юным драконьим наездником Эджем, который, блуждая по свету, встретил таинственную девчонку из давно исчезнувшего народа.
Разработка проекта началась в первой половине 1995 года, параллельно с Panzer Dragon II Zwei, вышедшей в 1996 году. Компания SEGA сразу поставила задачу разработчикам из Team Andromeda: «Создать классического разлива RPG». По мнению издателя, проект был жизненно важен для адекватной конкуренции с PlayStation и её будущим хитом — Final Fantasy VII. Интересно, но хоть Panzer Dragoon Saga и не сумела «убить» своего главного конкурента, и даже оцарапать драконьими когтями не получилось, игра выдалась замечательной. Она считается лучшей в библиотеке SEGA Saturn и частенько попадает в списки лучших игр всех времён.
Ещё бы! Фактически команда Team Andromeda совершила чудо: она проявила творческий подход к переработке шутерных элементов прошлых частей серии под RPG-механики, и создала игру в полном 3D, что состоянием на 1997-1998 годы было нечастым явлением в JRPG, равно как и озвучка. Консоль Saturn оказалась на грани своих технических возможностей, но справилась с поставленной задачей. Возможно, истории Эджа и удалось бы стать гораздо более популярной, однако компания SEGA сама тому воспрепятствовала. В 1998 году она начала переключать внимание на будущую консоль, отличную по параметрам и не лишённую крутых игр, но фактически погубившую SEGA как платформодержателя — SEGA Dreamcast.
История Panzer Dragoon Saga рассказывает о наёмнике по имени Эдж, нанятом Империей для охраны места раскопок, наполненного артефактами древней цивилизации. Давно исчезнувшей и чертовски продвинутой, по меркам современников героя. Сражаясь против появившегося чудища, Эдж находит юную девушку, погребённую в стенах руин. Неожиданно на место раскопок нападает Чёрный Флот — девушка оказывается у них в заложниках, друзья Эджа обагряют кровью пески и камни руин, а сам герой оказывается ранен, но не смертельно. При помощи таинственного дракона парнишке удаётся бежать, но он клянётся отомстить Чёрному Флоту и его лидеру, Крэйману.
В отличие от большинства RPG того времени, Panzer Dragoon Saga представляет добротно сбитый сценарий с небольшим количеством героев. Такова была задумка режиссёра игры, Юкио Футацуги. Он не хотел создавать типичную RPG о «спасающем мир герое, окружённом толпой соратников». Вместо этого, Футацуги-сан сделал ставку на небольшое количество героев, с которыми игроку удастся сблизиться.
Над боевой системой проекта работал ветеран серии Sakura Wars Акихико Мукаияма, который позже рассказывал: «Я ожидал, что работа будет не очень пыльной, однако на деле мы чуть не рехнулись, многократно перерабатывая боевую систему, пытаясь привести все механики к общему знаменателю. В начале у нас даже стратегического элемента не было! Возможность менять позицию персонажа была, но смысла в этом действии не было вообще». Затем, приняв во внимание желание Футацуги-сана о создании всего нескольких персонажей, Мукаияма-сан придумал навык слияния с драконом, что позволило разнообразить боевую систему новыми способностями.
Потрясающей стороной проекта было его музыкальное сопровождение. Созданное Саори Кобаяси и Марико Нанбой, а затем саранжированное Хаято Мацуо, оно радовало уши игроков различными национальными мотивами, вдохновившими композиторов: кельтскими, африканскими и южноамериканскими. Очень органично рядом с ними звучали и мотивы нью-эйджа. В 2018 году вышел винил и цифровая версия данного саундтрека, заново проработанного Сауори Кобаяси, поскольку оригинальные данные были утеряны безвозвратно.
В дни своего релиза Panzer Dragoon Saga продалась очень неплохо, но обеспечить победу в «консольной войне» для SEGA не сумела. Вообще очень удивляет уверенность руководства компании в том, что обладание «лучшей RPG на консоли обеспечит ей более высокую популярность». В SEGA на полном серьёзе верили в данную цитату и просчитались. Учитывая плохие продажи SEGA Saturn в США, компания выпустила всего 20000 копий Panzer Dragoon Saga на этом рынке, а затем привезла ещё несколько тысяч, когда первая партия разлетелась за два первых дня. В Европе же с проектом была грусть и печаль — всего около 1000 коробок завезли на наш континент.
Критики и игроки встретили Panzer Dragoon Saga очень тепло, даже горячо. Средний балл игры на Metacritic равен 92%, а выходившие обзоры ретроспективного формата, появившиеся уже во второй половине 2000-х, выдавали игре 90% только в путь. Иные критики называли проект «Величайшей RPG, в которую вы никогда не играли» и «Самой уникальной RPG всех времён». Игра удивляла и качеством, особенно на свои годы, и крутыми механиками, родившимися в результате перехода серии от рельсового шутера в RPG.
Много и интересно об игре написал Виталий «vio_deni» Щипанов в нашем материале о «Любимых 20-летних играх», вышедшем в прошлом году. Обязательно почитайте:
Внутриигровое событие для стратегии Dungeons 3 обещает призы и возможность заглянуть в будущее
Трейлер «Консультант» ретро-боевика Shakedown: Hawaii
Второе мартовское обновление каталога призов My Nintendo [2019]
The Serpent’s Heart — пятое дополнение для Shadow of the Tomb Raider станет доступно 5 марта
Дэвид Кейдж поделился подробностями разработки Detroit: Become Human в честь годовщины игры